Описание проблемы

Эффективность управления городским хозяйством напрямую связана с наличием достоверной информации об объектах инженерной и транспортной инфраструктуры.

Отсутствие пространственной информации об объектах и сооружениях или ее неактуальность приводят к снижению эффективности управления, недостаточной оперативности и ошибкам в принятии управленческих решений в сфере градостроительного развития, ЖКХ, управления имуществом.

Сведения об указанных объектах содержаться в реестре муниципальной собственности, в крупномасштабных дежурных планах городов, в схемах развития инженерной и транспортной инфраструктуры, в градостроительной документации, в данных бухгалтерского учета и технической документации предприятий, обслуживающих инженерные сети.

Анализ указанных материалов показывает, что наиболее актуальные сведения об объектах инженерной инфраструктуры содержаться в крупномасштабных дежурных планах (масштаб 1:500). При этом часть объектов на дежурном плане отсутствует (от 5% до 8%), а другая часть имеет неверные характеристики (до 20%). Материалы дежурного плана требуют выверки, т.к. не всегда обновляются в соответствии с установленным регламентом. Также важным недостатком дежурного плана является то, что дежурный план ведется в виде набора планшетов и не содержит сведения об объектах кадастрового учета (объекты кадастрового учета на дежурном плане не выделены).

У эксплуатирующих организаций имеется определенное количество технических паспортов (БТИ); но они содержат менее актуальные сведения о фактическом объектах, чем дежурный план. Также технические службы эксплуатирующих предприятий ведут различную техническую документацию, но в связи тем, что это делается не системно, сведения не являются актуальными и требуют проверки.

Создание кадастра объектов инженерной и транспортной инфраструктуры обеспечит органы местного самоуправления достоверными сведениями, необходимыми для осуществления своих полномочий по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, осуществлению градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

 Сведения реестра муниципальной собственности сформированы в основном на основе бухгалтерских данных эксплуатирующих организаций. В связи с этим наименования и характеристики объектов в учетных данных в большинстве случаев не соответствуют фактическим характеристикам: удается идентифицировать от 25% до 40% объекты по сведениям РМС (для различных видов инженерных объектов).

Практически отсутствуют «нормальные» правоустанавливающие документы: они либо отсутствуют либо их содержание практически всегда не соответствует фактическим характеристикам объектов.

На эксплуатирующих предприятиях при ведении бухгалтерского учета объектов недвижимости не учитывается техническая информация; данные бухгалтерского учета большей частью не соответствуют фактическому имуществу; соответственно, сведения РМС не соответствуют фактическому имуществу (до 50-75% несоответствий). Как следствие, имущество, переданное в хозяйственное ведение или аренду эксплуатирующей организации по документам, не соответствует фактическому имуществу.

Поэтому при решении возникающих в ходе управления таким имуществом (спорных, правовых и иных) вопросов, например, связанных с установлением принадлежности объектов, первоначально ОМС всегда сталкиваются с неразберихой в имеющихся документах и материалах. И только тем или иным способом разрешив эти несоответствия (часто в судебном порядке) могут перейти к решению вопроса по существу, и решение таких вопросов как правило сильно затягивается.